Один и тот же штамм SARS-CoV-2 может у одних людей вызвать тяжёлую инфекцию, а у других — лишь мимолётную «простуду». Некоторые люди переносят COVID-19 вообще бессимптомно. Исследователи стремятся выяснить, есть ли какая-то закономерность в течении новой коронавирусной инфекции у людей, не находящихся в очевидной группе риска, и насколько она связана с генетикой человека. Учёным уже известно о ряде генов, влияющих на вероятность тяжёлого течения COVID-19 у пациента. Однако генетические факторы, влияющие на устойчивость организма к новому коронавирусу, остаются неизвестными. Новый международный проект под названием COVID Human Genetic Effort был создан для целенаправленного изучения этой неисследованной области. Специалисты, задействованные в проекте, попытаются понять, почему некоторые люди кажутся естественным образом невосприимчивыми к этому новому вирусу, в то время как другие страдают от серьёзных осложнений инфекции. Конечно же, подвергать кого-то воздействию вируса, чтобы просто проверить, не заразится ли он, по меньшей мере неэтично. Поэтому исследователи отслеживают ситуации, в которых люди были в тесном контакте с больным, однако не испытали никаких признаков заражения. Домашние контакты с заражёнными являются хорошим примером таких случаев. Ещё лучше подходят для изучения контакты внутри пары людей, находящихся в интимных отношениях. В этих парах, известных как «дискордантные», один из партнёров проявляет симптомы заражения, а другой не проявляет никаких симптомов заболевания. При этом его ПЦР-тест на COVID-19 показывает отрицательный результат. Это не просто бессимптомные случаи, а случаи, когда человек вообще не был инфицирован вирусом, несмотря на чрезвычайно тесный контакт с заболевшим. ​8 биомаркеров, от которых зависит тяжесть течения COVID-19 читайте также В новой научной статье, опубликованной в издании Nature Immunology, предлагается стратегия «выявления, отбора и генетического анализа людей, которые от природы устойчивы к инфекции SARS-CoV-2». В статье, написанной в соавторстве с десятками исследователей, утверждается, что предыдущие исследования генетической устойчивости к ВИЧ-инфекции привели к разработке новых методов её лечения, и есть основания полагать, что это сработает и в случае с COVID-19. Предварительное исследование, ещё не опубликованное в рецензируемом журнале, но доступное в виде препринта, сообщает о результатах генетического анализа выборки из 86 дискордантных пар. Его результаты показывают, что единственного варианта гена, который придает устойчивость к COVID-19, может и не быть. Однако вместо этого это может существовать набор генов, связанных с определённой активностью иммунных клеток. В новом проекте уже приняли участие более 400 человек. COVID-19, вероятно, будет с нами ещё долго. Поэтому поиск людей, у которых есть какая-то генетическая способность защититься от вируса, может стать настоящим спасением для человечества, особенно в случае появления новых, ещё более смертоносных штаммов. Ранее мы писали о том, что гены неандертальцев удваивают риск тяжёлого заболевания COVID-19. Также мы рассказывали о том, что тяжесть течения ковида зависит от особенностей носоглотки. Больше новостей из мира науки и медицины вы найдёте в разделах «Наука» и «Медицина» на медиаплатформе «Смотрим».